Без рубрики

Как российские отели справляются с кризисом?

Нынешний год оказался крайне сложным для отечественных отельеров. Карантин, закрытие границ, запрет на проведение массовых мероприятий — все это колоссально ударило по доходам гостиниц. Каждый день простоя приносит им огромные убытки. Государство даже внесло гостиничный бизнес в список «нaибoлее пострадавших от пaндемии oтраслей». Но спасает ли это российских отельеров? И как они ищут собственные пути выхода из кризиса?

Первые шаги после карантина

Даже в период самоизоляции спрос на отели сохранялся. Но это были смешные цифры — всего 5% от привычных объемов. Летом ситуация стала выправляться: к середине июля загрузка составила 35%. Это, конечно, прогресс. Но гостиницы все еще работают в минус. Выручка по сравнению с прошлым годом упала на 55%. Особенно это заметно на примере отелей столицы и крупных региональных центров. Их основными клиентами были гости из-за рубежа (туристы, бизнесмены) и командировочные сотрудники.

Первые теперь не доступны из-за закрытых границ. Вторых в целях экономии компании уже не балуют частыми поездками. А если и балуют, то пока работодателям дешевле, например, взять в аренду помещение проспект Мира в Москве (если речь идет о столице) и превратить его в корпоративную квартиру для приезжих сотрудников. Насколько затянется экономная политика компаний не ясно. А вот иностранные гости уже могут появиться в середине сентября. Как раз в это время Россия собирается открыть границы с отдельными странами. Но на массовый поток пока рассчитывать не стоит.

Свои приходят на помощь

Однако одна положительная тенденция к концу лета все же наметилась. В стране активизировался внутренний туризм. Затяжной карантин в 4-х стенах, невозможность выбраться в торговые центры, недоступность заграничных курортов… Наши люди эмоционально устали и соскучились по впечатлениям. Начиная с конца лета, россияне активно взялись за освоение родных просторов: столицы, Петербурга, городов Золотого Кольца, Сочи… Российские туристы путешествуют как самостоятельно, так с семьей и друзьями. Во многом за счет них и складываются текущие доходы российский гостиниц.

«На государство надейся…»

Гостиничный бизнес внесли в категорию «наиболее пострадавших отраслей». Казалось бы, отельерам «и карты в руки». Компаниям, снимающим здания и землю у города, дали отсрочки по арендным платежам и частично компенсировали имущественный налог. В столице гостиницы получили помощь в размере 135 млн рублей. В регионах ввели дополнительные антикризисные меры — уменьшенный процент по cтраxовым взнoсaм, а также льготные цены на клининг (на дезинфекцию-то нынче уходят большие средства).

И все-же отечественные отельеры отмечают, что денег, выделенных на поддержку бизнеса, оказалось недостаточно. Большинству компаний этих льгот не хватило даже на покрытие налогов с выплаты зарплат. Многие отельеры попытались по-другому решить финансовую проблему. Они подали заявку на коммерческий кредит. Но все банки им отказали.

«Спасение утопающих…»

По большому счету российским гостиницам приходится самостоятельно искать выход из тупика. Еще в пик кризиса они резко снизили цены — на 30-45 %. Но в отсутствие клиентов это не особенно помогло.

Сразу же после отмены карантина отели сфокусировались не только на услугах проживания. Например, они стали предоставлять конгресс-залы для проведения видео-конференций. И это оказалось востребованным у компаний различного звена. А совсем недавно московские отели ввели новую услугу. Они превратились в, своего рода, коворкинги.

Теперь в столичных гостиницах можно снять номер в качестве офиса — на один рабочий день или забронировать пакет (пятидневная неделя, месяц и т.д). Это гораздо дешевле, чем аренда офисного здания в Москве . И очень удобно. Гостю предоставляют полноценное рабочее пространство. При этом у него есть доступ ко всей инфраструктуре — ресторанам, фитнес-залам, комнатам отдыха. Но что самое приятное: если позволяет время, здесь можно сладко вздремнуть после обеда — кровати в номерах-офисах никто не отменял.

источник